Общеобразовательная программа ДО МОУ «Шокшинская средняя общеобразовательная школа» разработана в соответствие с нормативно- правовыми документами, регламентирующими дошкольное образование:
- Международная Конвенция о правах ребёнка
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020, с 02.07.2021 г.)
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013г. «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования»,
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28.
В программе учтены концептуальные положения, используемые в основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Общеобразовательная программа ДО МОУ «Шокшинская средняя общеобразовательная школа» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 8 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:
- физическое развитие,
- социально-коммуникативное развитие,
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
- художественно – эстетическое развитие.
Основная образовательная программа разработана с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников и родителей.
Определяет цель, задачи, планируемые результаты (в виде целевых ориентиров), содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Программа обеспечивает достижения воспитанниками готовности к школе.
Главный принцип общеобразовательной программы дошкольного образования МОУ – принцип развивающего образования.
Приоритетные направления в работе ОУ:
- формирование основ базовой культуры личности;
- развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность;
- сохранение и укрепление здоровья ребёнка;
- коррекция недостатков в физическом или психическом развитии детей.
- учитывая специфику национально-культурных, демографических, климатических условий в вариативной части учебного плана ОУ выделены часы по реализации регионального компонента через приобщение детей к языку, культуре и традициям коренного народа (вепсов и карелов).
Выбор данного приоритетного направления обоснован целями и задачами преемственности дошкольного и начального общего образования, образовательными программами и удовлетворением запросов родителей (законных представителей).
По данному направлению проводится углублённая работа с воспитанниками по следующим разделам:
- приобщение к вепсскому языку;
- приобщение к культуре карелов и вепсов - дети получают знания об истории, культурных традициях коренных народов, народном творчестве, что способствует развитию познавательных способностей детей;
- ознакомление с историей, географией, культурой Вепсской волости расширение знаний детей о своем родном крае (о малой родине);
- ознакомление с природой родного края, формирование экологической культуры;
- ознакомление с художественной литературой - знакомятся с народным фольклором, обрядами и обычаями русского и карельского народа;
- развитие музыкальности - разучивают песни, танцы, игры, хороводы, знакомятся с национальными музыкальными инструментами;
- изобразительное искусство - знакомятся с произведениями народно – прикладного искусства русского, карельского и вепсского народа, приобщаются, воспроизводят его элементы в своём творчестве;
- театрализованная деятельность - инсценируют фольклорные и литературные художественные произведения с использованием разных видов театра (кукольный, театр игрушки и др.);
- создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности их культурным ценностям.
Работа осуществляется по авторской программе ОУ «Милый сердцу уголок».
В программе представлены:
- организация и содержание коррекционной работы с детьми с учетом уровня их психического развития и индивидуальных особенностей,
- программное методическое обеспечение коррекционно-развивающего процесса,
- способы и направления поддержки детской инициативы,
- традиции, цели, задачи, принципы, содержание, виды и формы воспитательной работы ОУ (Рабочая Программа воспитания), которая отражается в следующих модулях: «Традиционные мероприятия ОУ», «Взаимодействие с родителями», «Игра», «Праздники и развлечения», «Преемственность дошкольного образования и начальной школы», особенности взаимодействия с соц. партнёрами, а также основные направления и критерии самоанализа воспитательной работы в ОУ.
- календарный план воспитательной работы ДО МОУ «Шокшинская СОШ»
В организационном разделе программы представлены:
- материально-техническое обеспечение программы,
- функционирование дошкольных групп ОУ,
- организация развивающей предметно-пространственной среды.
Перечень дополнительных программ
1. «Ритмическая пластика для дошкольников» А.И. Бурениной
Цель: психологическое раскрепощение каждого ребёнка, развитие музыкальности, пластичности.
2. Парциальная программа «Топ – хлоп, малыши», программа музыкально-ритмического воспитания детей 2- 3 лет. Т.Н. Сауко, А.И. Бурениной
Цель: воспитание интереса к музыкально - ритмической деятельности: развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, образно-игровые движения; развитие музыкального слуха: сенсорных способностей, чувства ритма, слухового внимания; развитие двигательной сферы.
3. Адаптированные программы для детей с ОВЗ.